Реклама

Доступ к материалу ограничен
Главная » О Союзе » Что такое третейское разбирательство?

Что такое третейское разбирательство?

Что такое третейское разбирательство?

Третейское разбирательство — особая форма разрешения споров между сторонами. В настоящее время правовой статус третейских судов закреплен в Федеральном законе от 24.07.2002 № 102-ФЗ«О третейских судах в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ«О третейских судах в Российской Федерации» третейский суд — постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора.

В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Третейским судьей не может быть физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.

При этом требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

Для рассмотрения в суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Для того, чтобы передать свой спор на рассмотрение третейского суда, сторонам необходимо заключить письменное третейское соглашение.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ«О третейских судах в Российской Федерации» третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.

Деятельность третейских судов в Российской Федерации регламентируется не только Федеральным законом от 24.07.2002 № 102-ФЗ«О третейских судах в Российской Федерации», но и иными документами. У нас есть положение о третейском суде в котором разрешаются вопросы организационно-процессуального характера (дела, отнесенные к компетенции арбитражного суда рассматриваются по нормам АП РФ, суда общей юрисдикции — по нормам ГПК).

Положительными аспектами третейского разбирательства являются:

  • конфиденциальность;
  • более оперативное рассмотрение дел;
  • более низкий размер третейского сбора по сравнению с государственной пошлиной.

Еще одной важной чертой третейского разбирательства является то, что стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Если же решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. В этом появляется отрицательный момент третейского разбирательства — отсутствие самостоятельной возможности на выдачу исполнительного листа. Для получения исполнительного листа сторона должна обратиться в суд, заплатить госпошлину 1000 рублей и подождать некотрое время ( в среднем 3 недели). Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Согласно ст. 40 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ«О третейских судах в Российской Федерации» если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда.

В этой связи в Определении от 1 июня 2010 года № 754-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что нормативные положения, исключающие возможность оспаривания решения третейского суда в компетентный суд, если третейским соглашением предусмотрена окончательность такого решения, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права участников третейского разбирательства, в том числе право на судебную защиту, поскольку сохраняется возможность иного порядка последующей проверки арбитражным судом правомерности решения третейского суда. Т.е. при правильном оформлении соглашения решение суда не подлежит обжалованию, это тоже положительным аспект, позволяющий значительно ускорить вдебную процедуру (апелляционное обжалование у нас занимает в среднем около 3 месяцев (1 месяц на подачу жалобы + 2 месяца на само разбирательство)

В настоящее время продолжается становление института третейского разбирательства. Огромное значение для его дальнейшего развития имеет Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011г.

В рамках указанного документа Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 11 ГК Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», как допускающие — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — рассмотрение третейскими судами гражданско-правовых споров, касающихся недвижимого имущества (в том числе об обращении взыскания на имущество, заложенное по договору об ипотеке), и государственную регистрацию соответствующих прав на основании решений третейских судов, не противоречащими Конституции Российской Федерации.