29 июля 2020
Новые поправки - часть масштабной реформы Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ). Два пакета изменений Госдума РФ утвердила в прошлом году. К примеру, законодатели освободили малые предприятия, имеющие положительный опыт работы на рынке госзаказа, от мер по обеспечению исполнения контракта.
Третий пакет поправок, известный как "оптимизационный" законопроект, федеральный Минфин недавно внес в правительство РФ. Он призван упростить и ускорить закупочные процедуры, повысив их качество. Нормы, связанной с увеличением квоты малого и среднего бизнеса в госзакупках, в изначальной версии документа нет. Но инициативу включат в "оптимизационный" законопроект, если ее одобрит кабинет министров.
Новгородских "малышей" норма о 30-процентной квоте заинтересовала, но не обнадежила. С одной стороны, новгородский рынок госзаказа привлекателен для крупных профессиональных игроков из Москвы и Санкт-Петербурга. Местным предпринимателям в прошлом году досталось только 29 процентов областных средств, разыгранных на торгах.
Но если раньше "пришельцев" интересовали в основном крупные лоты, сейчас активная борьба идет даже за мелкие заказы. И небольшим новгородским компаниям, по словам Дмитрия Койкова, становится все сложнее получать бюджетные подряды. С другой стороны, увеличение доли контрактов, которые заказчики обязаны отдавать малому и среднему бизнесу, проблему на сто процентов не решит.
- Ведь у многих крупных поставщиков есть родственные фирмы, которые относятся к МСП, - подчеркивает Дмитрий Койков. - Вероятно, данную проблему нужно решать в комплексе с проблемой необоснованного дробления бизнеса. Если же говорить о поправках в 44-ФЗ, необходимо сделать более прозрачными закупки у единственного поставщика. Документацию по таким контрактам практически невозможно найти в открытом доступе до их заключения. Поэтому компании, которые в каких-то случаях выполнили бы работы лучше и дешевле, не могут пожаловаться в прокуратуру или в ФАС. Но не только предприятия-конкуренты, а все налогоплательщики должны знать, как и на что тратятся бюджетные деньги. На портале Единой информационной системы в сфере закупок информация о закупках у единственного поставщика появляется постфактум. Почему бы ее не размещать заранее? Кроме того, хотелось бы, чтобы госзаказчики по максимуму использовали инструмент запроса коммерческих предложений.